ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 142
| справедливому выражению того же И.
Дицгена, "дипломированных лакеев, оглупляющих народ вымученным идеализмом" (S. 53, там же).
Это именно
такой вымученный профессорский идеализм, когда критерий практики, отделяющей для всех и каждого иллюзию от
действительности, выносится Э. Махом за пределы науки, за пределы теории
познания. Человеческая практика доказывает правильность материалистической
теории познания, — говорили Маркс и Энгельс, объявляя "схоластикой" и
"философскими вывертами" попытки решить основной гносеологический вопрос
помимо практики. Для Маха же практика — одно, а теория познания — совсем
другое; их можно поставить рядом, не обусловливая первым второго. "Познание, —
говорит Мах в своем последнем сочинении: "Познание и заблуждение" (стр. 115
второго немецкого издания), — есть биологически полезное (förderndes) психическое
переживание". "Только успех может отделить познание от заблуждения" (116).
"Понятие есть физическая рабочая гипотеза" (143). Наши русские махисты, желающие
быть марксистами, с удивительной наивностью принимают подобные фразы Маха за
доказательство того, что он приближается к марксизму. Но Мах здесь так
же приближается к марксизму, как Бисмарк
приближался к рабочему движению, или епископ Евлогий к демократизму. У
Маха подобные положения стоят рядом с его идеалистической теорией познания,
а не определяют выбор той или иной определенной линии в гносеологии. Познание
может быть биологически полезным, полезным в практике человека, в сохранении
жизни, в сохранении вида, лишь тогда, если оно отражает объективную истину,
независящую от человека. Для материалиста "успех" человеческой практики доказывает соответствие наших
представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем. Для
солипсиста "успех" есть все то, что мне нужно на практике, которую
можно рассматривать отдельно от теории познания. Если включить критерий
практики в основу теории познания, то мы неизбежно получаем материализм, —
говорит марксист.
Предыдущая страница ... 141
Следующая страница ... 143
|
|