В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 143


 


Практика пусть будет материалистична, а теория особь статья, — говорит Мах.
"Практически, — пишет он в "Анализе ощущений", — совершая какие-нибудь дей­ствия, мы столь же мало можем обойтись без представления Я, как мы не можем обой­тись без представления тела, протягивая руку за какой-нибудь вещью. Физиологически мы остаемся эгоистами и материалистами с таким же постоянством, с каким мы посто­янно видим восхождение солнца. Но теоретически мы вовсе не должны придерживать­ся этого взгляда" (284—285).
Эгоизм тут ни к селу, ни к городу, ибо это — категория вовсе не гносеологическая. Ни при чем и кажущееся движение солнца вокруг земли, ибо в практику, служащую нам критерием в теории познания, надо включить также практику астрономических на­блюдений, открытий и т. д. Остается ценное признание Маха, что в практике своей лю­ди руководятся всецело и исключительно материалистической теорией познания, по­пытка же обойти ее "теоретически" выражает лишь гелертерски-схоластические и вы-мученно-идеалистические стремления Маха.
До какой степени не новы эти усилия выделить практику, как нечто не подлежащее рассмотрению в гносеологии, для очистки места агностицизму и идеализму, показывает следующий пример из истории немецкой классической философии. По дороге от Канта к Фихте стоит здесь Г. Э. Шульце (так называемый в истории философии Шульце-Энезидем). Он открыто защищает скептическую линию в философии, называя себя по­следователем Юма (а из древних — Пиррона и Секста). Он решительно отвергает вся­кую вещь в себе и возможность объективного знания, решительно требует, чтобы мы не шли дальше "опыта", дальше ощущений, причем предвидит и возражение из друго­го лагеря: "Так как скептик, когда он участвует в жизненных делах, признает за несо­мненное действительность объективных предметов, ведет себя сообразно с этим и до­пускает критерий истины, — то собственное поведение скептика есть лучшее и оче­виднейшее опровержение




Предыдущая страница ... 142
Следующая страница ... 144

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински