ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 140
| стр. IX). Это путаница. Если мир есть вечно
движущаяся и развивающаяся материя (как думают марксисты), которую отражает
развивающееся человеческое сознание, то при чем же тут "статика"? Речь идет
вовсе не о неизменной сущности вещей и не о неизменном сознании, а о соответствии между отражающим природу
сознанием и отражаемой сознанием природой. По этому — и только по этому
— вопросу термин "догматика" имеет особый характерный философский привкус: это
излюбленное словечко идеалистов и агностиков
против материалистов, как мы уже видели на примере довольно
"старого" материалиста Фейербаха. Старый, престарый хлам — вот чем оказываются
все возражения против материализма, делаемые с точки зрения пресловутого "новейшего позитивизма".
6. КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Мы видели, что Маркс в 1845 году, Энгельс в 1888 и 1892 гг. вводят
критерий практики в основу теории познания материализма . Вне практики ставить
вопрос о том, "соответствует ли
человеческому мышлению предметная" (т. е. объективная) "истина", есть
схоластика, — говорит Маркс во 2-м тезисе о Фейербахе. Лучшее опровержение кантианского и юмистского агностицизма, как и
прочих философских вывертов (Schrullen), есть
практика, — повторяет Энгельс. "Успех наших действий доказывает согласие
(соответствие, Übereinstimmung)
наших восприятий с
предметной" (объективной) "природой воспринимаемых вещей", — возражает Энгельс
агностикам57.
Сравните
с этим рассуждение Маха о критерии практики. "В повседневном мышлении и
обыденной речи противопоставляют обыкновенно кажущееся, иллюзорное действительности. Держа карандаш перед нами в воздухе, мы видим его в прямом положении;
опустив его в наклонном положении в воду, мы видим его согнутым. В последнем случае говорят: "карандаш кажется согнутым,
но в действительности он прямой". Но на каком основании мы называем
один факт действи-
Предыдущая страница ... 139
Следующая страница ... 141
|
|