| одна из неточностей Дицгена, которые заставили Маркса в одном письме к
Кугельману отметить путаницу
в воззрениях Дицгена . Только цепляясь за подобные неверные места, можно
толковать об особой философии Дицгена, отличной от диалектического
материализма. Но сам Дицген поправляется на той же странице: "Если я
говорю, что знание о бесконечной, абсолютной истине прирождено нам, что оно
есть единое и единственное знание a priori,
то все же и опыт подтверждает
это прирожденное знание" (198).
Из всех этих заявлений Энгельса и Дицгена ясно видно, что для
диалектического материализма
не существует непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной. Богданов совершенно не понял этого, раз
он мог писать: "оно (мировоззрение старого материализма) желает быть
безусловно объективным познанием сущности вещей (курсив Богданова) и
несовместимо с исторической условностью всякой идеологии" (книга III "Эмпириомонизма", стр. IV). С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма, исторически условны пределы
приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно
существование этой истины, безусловно то, что
мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую
модель. Исторически условно то, когда и при каких условиях мы
подвинулись в своем познании сущности вещей до открытия ализарина в
каменноугольном дегте или до открытия электронов в атоме, но безусловно то, что
каждое такое открытие есть шаг вперед "безусловно объективного познания". Одним словом, исторически условна всякая
идеология, но безусловно то, что всякой научной идеологии (в отличие,
например, от религиозной) соответствует объективная
истина, абсолютная природа. Вы скажете: это различение относительной и абсолютной
истины неопределенно. Я отвечу вам: оно как раз настолько "неопределенно", чтобы помешать превращению науки в догму в
худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое, но
оно в то же время
Предыдущая страница ... 137
Следующая страница ... 139
|