|
менять
противоположность истины и заблуждения вне границ вышеуказанной узкой области, так эта противоположность сделается
относительной (релятивной) и, следовательно, негодной для точного
научного способа выражений. А если мы попытаемся применять эту противоположность вне пределов указанной области, как
абсолютную, то мы уже совсем потерпим фиаско: оба полюса
противоположности превратятся каждый в свою противоположность, т. е. истина
станет заблуждением, заблуждение — истиной" (86) . Следует пример — закон
Бойля (объем газов обратно пропорционален давлению).
"Зерно истины", заключающееся в этом законе, представляет из себя лишь в
известных пределах абсолютную истину. Закон оказывается истиной "лишь приблизительно".
Итак,
человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную
истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту
сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения
относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания.
"Абсолютную истину, — говорит И. Дицген в "Экскурсиях", — мы можем видеть,
слышать, обонять, осязать, несомненно также познавать, но она не входит
целиком (geht nicht
auf) в познание" (S. 195). "Само собою разумеется,
что картина не исчерпывает предмета, что художник остается позади своей модели...
Как может картина "совпадать" с моделью? Приблизительно, да" (197). "Мы можем лишь относительно (релятивно) познавать
природу и части ее; ибо всякая часть, хотя она является лишь
относительной частью природы, имеет все же природу абсолютного, природу
природного целого самого по себе (des Naturganzen an sich), не исчерпываемого познанием... Откуда же мы знаем, что позади
явлений природы, позади относительных истин стоит универсальная,
неограниченная, абсолютная природа, которая
не вполне обнаруживает себя человеку?.. Откуда это знание? Оно прирождено нам.
Оно дано вместе с сознанием" (198). Это последнее —
Предыдущая страница ... 136
Следующая страница ... 138
|