| его в
отдельных людях, мыслящих только ограниченно. Это противоречие может быть разрешено только в таком ряде последовательных
человеческих поколений, который, для нас, по крайней мере, на практике
бесконечен. В этом смысле человеческое мышление
столь же суверенно, как несуверенно, и его способность познавания столь же неограниченна,
как ограниченна. Суверенно и неограниченно по своей природе" (или устройству,
Anlage), "призванию, возможности, исторической
конечной цели; несуверенно и ограниченно по отдельному осуществлению, по
данной в то или иное время действительности" (81) .
"Точно так же, — продолжает
Энгельс, — обстоит дело с вечными истинами" .
Это рассуждение чрезвычайно важно по тому вопросу о релятивизме,
принципе относительности
наших знаний, который подчеркивается всеми махистами. Махисты все настаивают
на том, что они релятивисты, — но махисты русские, повторяя словечки вслед за
немцами, боятся или не умеют ясно и прямо поставить вопрос об отношении
релятивизма к диалектике. Для Богданова (как и для всех махистов) признание
относительности наших знаний исключает самомалейшее
допущение абсолютной истины. Для Энгельса из относительных истин
складывается абсолютная истина. Богданов — релятивист. Энгельс — диалектик. Вот
еще не менее важное рассуждение Энгельса из той
же самой главы "Анти-Дюринга".
"Истина
и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных
противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области; мы это уже видели, и
г. Дюринг знал бы это, если бы был сколько-нибудь знаком с начатками
диалектики, с первыми посылками ее, трактующими как раз о
недостаточности всех полярных противоположностей. Как только мы станем при-
Ср. В. Чернов, назв. соч., стр. 64 и след. Махист г. Чернов
всецело стоит на позиции Богданова, не желающего признать себя махистом.
Разница та, что Богданов старается замазать свое расхождение с
Энгельсом, представить случайностью и т. п., а Чернов чувствует, что речь идет
о борьбе и с материализмом и с
диалектикой.
Предыдущая страница ... 135
Следующая страница ... 137
|