В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 135


 


истину. Вот это "так или иначе" и разделяет материалиста-метафизика Дюринга от ма­териалиста-диалектика Энгельса. Дюринг направо, налево, по сложнейшим вопросам науки вообще и исторической науки в частности, бросал словами: последняя, оконча­тельная, вечная истина. Энгельс его высмеял: конечно, — отвечал он, — вечные исти­ны есть, но неумно употреблять большие слова (gewaltige Worte) относительно простых вещей. Чтобы двинуть материализм вперед, надо бросить пошлую игру со словом: веч­ная истина, надо уметь диалектически поставить и решить вопрос о соотношении абсо­лютной и относительной истины. Вот из-за чего шла борьба тридцать лет тому назад между Дюрингом и Энгельсом. А Богданов, который ухитрился "не заметить" данно­го Энгельсом в той лее главе разъяснения вопроса об абсолютной и относительной ис­тине, — Богданов, который ухитрился обвинить Энгельса в "эклектицизме" за допуще­ние им положения, азбучного для всякого материализма, — Богданов только лишний раз обнаружил этим свое абсолютное незнание ни материализма, ни диалектики.
"Мы приходим к вопросу, — пишет Энгельс в начале указанной главы (отд. I, гл. IX) "Анти-Дюринга", — могут ли продукты человеческого познания вообще и если да, то какие, иметь суверенное значение и безусловное право (Anspruch) на истину" (S. 79 пя­того немецкого издания). И Энгельс решает этот вопрос следующим образом:
"Суверенность мышления осуществляется в ряде людей, мыслящих чрезвычайно не­суверенно; познание, имеющее безусловное право на истину, — в ряде относительных (релятивных) заблуждений; ни то ни другое" (ни абсолютно истинное познание, ни су­веренное мышление) "не может быть осуществлено полностью иначе как при беско­нечной продолжительности жизни человечества.
Мы имеем здесь снова то противоречие, с которым уже встречались выше, противо­речие между характером человеческого мышления, представляющимся нам в силу не­обходимости абсолютным, и осуществлением




Предыдущая страница ... 134
Следующая страница ... 136
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински