| одной стороны, тела суть комплексы ощущений (чистый субъективизм,
чистое берклианство); с другой стороны, если перекрестить ощущения в элементы, то
можно мыслить
их существование независимо от наших органов чувств!
Махисты
любят декламировать на ту тему, что они — философы, вполне доверяющие
показаниям наших органов чувств, что они считают мир действительно таким, каким
он нам кажется, полным звуков, красок и т. д., в то время как для
материалистов, дескать, мир мертв, в нем
нет звуков и красок, он отличается сам по себе от того, каким кажется, и
т. п. В подобной декламации упражняется, например, И. Петцольдт и в своем "Введении в философию чистого опыта", и в
"Проблеме мира с позитивистской точки зрения" (1906). За Петцольдтом
перебалтывает это г. Виктор Чернов, восхищаясь "новой" идеей. На самом же деле
махисты — субъективисты и агностики, ибо они недостаточно доверяют
показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят сенсуализм.
Они не признают объективной, независимой от человека реальности, как источника
наших ощущений. Они не видят в ощущениях верного снимка с этой объективной реальности, приходя в прямое противоречие с
естествознанием и открывая дверь для
фидеизма. Напротив, для материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем
он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны. Для
материалиста наши ощущения суть образы единственной и последней объективной реальности,
— последней не в том смысле, что она уже познана до конца, а в том, что кроме нее нет и не может быть другой. Эта точка
зрения бесповоротно закрывает дверь не
только для всякого фидеизма, но и для той профессорской схоластики, которая, не
видя объективной реальности, как
источника наших ощущений, "выводит" путем вымученных словесных конструкций
понятие объективного, как общезначимого, социально-организованного и т.
п. и т. д., не будучи в состоянии, зачастую и не желая отделить объективной истины от учения о леших и
домовых.
Предыдущая страница ... 129
Следующая страница ... 131
|