|
форма человеческого опыта, то не может быть истинным утверждение о
существовании земли вне всякого
человеческого опыта.
Но этого
мало. Если истина есть только организующая форма человеческого опыта,
49 Tir
то, значит, истиной является
и учение, скажем, католицизма . Ибо не подлежит ни малейшему сомнению, что католицизм есть "организующая форма человеческого
опыта". Богданов сам почувствовал эту вопиющую фальшь своей теории, и
крайне интересно посмотреть, как он пытался выкарабкаться из болота, в которое
он попал.
"Основа объективности, — читаем в 1-ой книге "Эмпириомонизма", —
должна лежать в сфере коллективного опыта. Объективными мы называем те данные
опыта, которые имеют одинаковое жизненное
значение для нас и для других людей, те данные, на которых не только мы без противоречия строим свою деятельность, но
на которых должны, по нашему убеждению, основываться и другие люди, чтобы не
прийти к противоречию. Объективный характер физического мира
заключается в том, что он существует не для
меня лично, а для всех" (неверно! он существует независимо от "всех") "и для всех имеет определенное значение, по моему
убеждению, такое же, как для меня. Объективность физического ряда — это
его общезначимость" (стр. 25, курсив Богданова). "Объективность
физических тел, с которыми мы встречаемся в своем опыте, устанавливается в
конечном счете на основе взаимной поверки и согласования высказываний
различных людей. Вообще, физический мир, это — социально-согласованный,
социально-гармонизированный, словом, социально-организованный опыт" (стр.
36, курсив Богданова).
Не будем
повторять, что это в корне неверное, идеалистическое определение, что физический мир существует независимо от
человечества и от человеческого опыта, что физический мир существовал тогда,
когда никакой "социальности" и никакой "организации" человеческого
опыта быть не могло и т. д. Мы останавливаемся теперь на изобличении
махистской философии с другой
Предыдущая страница ... 124
Следующая страница ... 126
|