| отрицательно,
— ибо можно отрицать элемент относительного в тех или иных человеческих
представлениях, не отрицая объективной истины, но нельзя отрицать абсолютной истины, не отрицая существования объективной
истины.
"...
Критерия объективной истины, — пишет Богданов несколько дальше, стр. IX, — в бельтовском смысле не существует,
истина есть идеологическая форма — организующая
форма человеческого опыта...".
Тут не при чем ни "бельтовский смысл", ибо
речь идет об одном из основных философских вопросов, а вовсе не о Бельтове, ни
критерий истины, о котором надо говорить особо, не смешивая этого вопроса с вопросом о том, существует
ли объективная истина? Отрицательный ответ Богданова на этот последний
вопрос ясен: если истина есть только идеологическая форма, то, значит, не может быть
истины, независящей от субъекта, от человечества, ибо иной идеологии,
кроме человеческой, мы с Богдановым не знаем. И еще яснее отрицательный ответ
Богданова из второй половины его фразы: если истина есть форма человеческого
опыта, то, значит, не может быть истины, независящей от человечества, не может быть объективной истины.
Отрицание объективной истины Богдановым есть агностицизм и
субъективизм. Нелепость этого отрицания очевидна хотя бы из вышеприведенного
примера одной есте-ственноисторической истины. Естествознание не позволяет
сомневаться в том, что его утверждение
существования земли до человечества есть истина. С материалистической теорией
познания это вполне совместимо: существование независимого от отражающих отражаемого
(независимость от сознания внешнего мира) есть основная посылка материализма.
Утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина. С философией махистов и с их
учением об истине непримиримо это положение естествознания: если истина
есть организующая
В тексте, по-видимому, допущена
неточность; по смыслу следовало бы "абсолютного". Ред.
Предыдущая страница ... 123
Следующая страница ... 125
|