ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 123
|
из опровержения
агностика Энгельсом; причина искажения материализма Богдановым
— непонимание им отношения
абсолютной истины к относительной (о чем у нас будет
речь ниже). Что касается до "внеопытной" вещи в себе и до "элементов опыта", —
то
это уже начинается махистская путаница, о которой мы достаточно говорили выше.
Повторить
за реакционными профессорами невероятный вздор про материалистов,
— отречься в 1907 году от
Энгельса, — пытаться в 1908 году "обработать" Энгельса
под агностицизм, — вот она, философия "новейшего позитивизма" российских махи
стов!
4. СУЩЕСТВУЕТ
ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА?
Богданов
заявляет: "для меня марксизм заключает в себе отрицание безусловной объективности какой бы то ни было истины,
отрицание всяких вечных истин" ("Эмпириомонизм", кн. III, стр. IV—V). Что это значит: безусловная объективность?
"Истина на вечные времена" есть "объективная истина в абсолютном значении
слова", — говорит там же Богданов,
соглашаясь признать лишь "объективную истину только в пределах известной
эпохи".
Тут
смешаны явно два вопроса: 1) существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое
содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека,
ни от человечества? 2) Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину,
выражать ее сразу, целиком, безусловно,
абсолютно или же только приблизительно, относительно? Этот второй вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и
относительной.
На
второй вопрос Богданов отвечает ясно, прямо и определенно, отрицая самомалейшее
допущение абсолютной истины и обвиняя Энгельса в эклектицизме за такое
допущение. Об этом открытии эклектицизма Энгельса А. Богдановым мы будем говорить
дальше особо. Теперь же остановимся на первом вопросе, который Богданов, не говоря этого прямо, решает тоже
Предыдущая страница ... 122
Следующая страница ... 124
|
|