В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 121


 


Иосиф Дицген — диалектический материалист. Мы покажем ниже, что его способ выражений часто неточен, что он часто впадает в путаницу, за которую и ухватились разные неумные люди (Евгений Дицген в том числе) и, конечно, наши махисты. Но ра­зобрать преобладающую линию его философии, ясно отделить материализм от инород­ных элементов, этого они не потрудились сделать или не сумели.
"Возьмем в качестве "вещи в себе" мир, — говорит Дицген в своем сочинении "Сущность головной работы" (нем. изд. 1903 г., стр. 65); — легко понять, что "мир в себе" и мир, как он нам является, явления мира, отличаются одно от другого не боль­ше, чем целое от части". "Явление отличается от того, что является, не больше и не меньше, чем десять миль пути отличаются от всего пути" (71—72). Никакой принципи­альной разницы, никакого "трансцензуса", никакой "прирожденной несогласованно­сти" тут нет и быть не может. Но разница, конечно, есть, есть переход за пределы чув­ственных восприятий к существованию вещей вне нас.
"Мы узнаем (erfahren, испытываем), — говорит Дицген в "Экскурсиях социалиста в область теории познания" (нем. изд. 1903 года, "Kleinere philosoph. Schriften"48, стр. 199), — что всякий опыт есть часть того, что, говоря вместе с Кантом, выходит за пределы всякого опыта". "Для сознания, которое сознало свою сущность, всякая час­тичка, будь то частица пыли или камня или дерева, есть нечто непознаваемое до конца (Unauskenntliches), т. е. каждая частичка есть неисчерпаемый материал для человече­ской познавательной способности, следовательно, нечто выходящее за пределы опыта" (199).
Видите: говоря вместе с Кантом, т. е. принимая — ради целей исключительно по­пуляризаторских, ради противопоставления — ошибочную и путаную терминологию Канта, Дицген признает выхождение "за пределы опыта". Это — хороший пример того, за что цепляются махисты, переходя от материализма к агностицизму: мы-де не хотим выходить "за пределы опыта",




Предыдущая страница ... 120
Следующая страница ... 122
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински