| Несколькими
страницами раньше: "Горечь, как вкус, есть субъективное выражение объективного
свойства соли" (514).
Ощущение есть результат воздействия объективно, вне нас
существующей вещи в себе на
наши органы чувств, такова теория Фейербаха. Ощущение есть субъективный образ
объективного мира, мира an und für sich.
"... Так и человек есть существо природы (Naturwesen), подобно солнцу, звезде, растению, животному, камню, но тем не менее он
отличается от природы и, следовательно, природа в голове и в сердце человека отличается от природы вне
человеческой головы и вне
человеческого сердца.
...
Человек есть единственный предмет, в котором, по признанию самих идеалистов,
осуществлено требование "тождества субъекта и объекта"; ибо человек есть тот
предмет, коего равенство и единство с моим
существом стоит вне всякого сомнения... А разве один человек не является
для другого, даже для самого близкого, объектом фантазии, объектом
представления? Разве каждый не понимает другого человека в своем смысле,
по-своему (in und
nach seinem Sinne)?.. И если
даже между человеком и человеком, между
мышлением и мышлением есть такая разница, которую нельзя игнорировать,
то насколько больше должна быть разница между немыслящим, нечеловеческим,
нетождественным с нами существом самим по себе (Wesen an sich) и тем же самым существом, как мы его
мыслим, представляем и понимаем?" (стр. 518, там же).
Всякая
таинственная, мудреная, хитроумная разница между явлением и вещью в себе есть сплошной философский вздор. На деле каждый
человек миллионы раз наблюдал простое и очевидное превращение "вещи в
себе" в явление, "вещь для нас". Это превращение и есть познание. "Учение"
махизма, что раз мы знаем только ощущения, то мы не можем знать о существовании чего-либо за пределами
ощущений, есть старый софизм идеалистической и агностической философии,
поданный под новым соусом.
Предыдущая страница ... 119
Следующая страница ... 121
|