|
"An
sich" Канта: вспомните
вышеприведенную цитату из Фейербаха, обвиняющего Канта в том, что для него
"вещь в себе" есть "абстракция без реальности". Для Фейербаха "вещь в себе"
есть "абстракция с реальностью", т. е. существующий вне нас мир, вполне
познаваемый, ничем принципиально не отличающийся от "явления".
Фейербах
очень остроумно и наглядно поясняет, как нелепо принимать какой-то "трансцензус" от мира явлений к миру в себе,
какую-то непереходимую пропасть, созданную попами и перенятую у них
профессорами философии. Вот одно из таких пояснений:
"Конечно, произведения фантазии тоже — произведения природы, ибо и
сила фантазии, подобно всем остальным силам человека, есть в последнем счете (zuletzt), по своей основе,
по своему происхождению сила природы, но тем не менее человек есть существо, отличающееся от солнца, луны и звезд, от
камней, животных и растений, одним словом, — от всех тех существ (Wesen), которые он обозначает общим термином: природа,
— и, следовательно, представления (Bilder) человека
о солнце, луне и звездах и о всех остальных существах природы (Naturwesen), хотя и эти представления суть произведения природы, но другие произведения,
отличающиеся от их предметов в природе" (Werke, Band VII, Stuttg., 1903, S. 516).
Предметы
наших представлений отличаются от наших представлений, вещь в себе отличается
от вещи для нас, ибо последняя — только часть или одна сторона первой, как сам
человек — лишь одна частичка отражаемой в его представлениях природы.
"... Мой вкусовой нерв такое же произведение природы, как соль, но
из этого не следует, чтобы вкус соли
непосредственно, как таковой, был объективным свойством ее, — чтобы тем,
чем является (ist) соль лишь в качестве предмета ощущения,
она была также сама по себе (an und für sich), — чтобы ощущение соли на языке было свойством соли, как мы ее
мыслим без ощущения (des
ohne Empfindung gedachten Salzes)...".
Предыдущая страница ... 118
Следующая страница ... 120
|