ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 117
|
вещью в себе, есть
вздорная идея агностиков (юмистов и кантианцев в том числе) и идеалистов. Мы
пояснили уже это на примере Энгельса с ализарином и поясним еще словами
Фейербаха и И. Дицгена. Но сначала закончим "обработку" Энгельса Базаровым:
"...
В одном месте своего "Анти-Дюринга" Энгельс говорит, что "бытие" вне чувственного
мира есть "offene
Frage", т. е. вопрос, для
решения и даже для постановки которого мы
не имеем никаких данных".
Этот довод Базаров повторяет вслед за немецким махистом Фридрихом
Адлером. И этот последний пример едва ли не
хуже "чувственного представления", которое "и есть вне нас существующая действительность". На стр.
31-й (пятое нем. изд.) "Анти-Дюринга"
Энгельс говорит:
"Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть
предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде
чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос (offene Frage), начиная с той границы, где прекращается
наше поле зрения (Gesichtskreis).
Действительное единство мира
состоит в его материальности, а эта
последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и
ι, 47
трудным развитием философии и
естествознания" .
Посмотрите же на этот новый паштет нашего повара: Энгельс
говорит о бытии за той
границей, где кончается наше поле зрения, т. е., например, о бытии людей на
Марсе и т. п. Ясно, что такое бытие действительно есть открытый вопрос. А
Базаров, точно нарочно не приводя полной
цитаты, пересказывает Энгельса так, будто открытым является вопрос о "бытии
вне чувственного мира"!! Это верх бессмыслицы, и Энгельсу приписывается
здесь взгляд тех профессоров философии, которым Базаров привык верить на слово
и которых И. Дицген справедливо звал дипломированными лакеями поповщины или
фидеизма. В самом деле, фидеизм утверждает положительно, что существует нечто
"вне чувственного мира". Материалисты, солидарные с естествознанием, решительно
отвергают это. Посередке стоят профессора, кантианцы, юмисты (махисты в том числе)
Предыдущая страница ... 116
Следующая страница ... 118
|
|