| В
чем суть возражения Энгельса? Вчера мы не знали, что в каменноугольном дегте
существует ализарин. Сегодня мы узнали это . Спрашивается, существовал ли вчера
ализарин в каменноугольном дегте?
Конечно, да. Всякое сомнение в этом было бы издевкой над
современным естествознанием.
А если
да, то отсюда вытекают три важных гносеологических вывода:
1) Существуют вещи независимо от нашего
сознания, независимо от нашего ощуще
ния, вне нас, ибо несомненно, что ализарин существовал вчера в каменноугольном
дег
те, и так же несомненно, что мы вчера
ничего не знали об этом существовании, никаких
ощущений от этого ализарина не получали.
2) Решительно никакой
принципиальной разницы между явлением и вещью в себе
нет и
быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не
познано,
а философские измышления насчет особых граней между тем и другим, на
счет
того, что вещь в себе находится "по ту сторону" явлений (Кант), или что можно и
должно
отгородиться какой-то философской перегородкой от вопроса о непознанном
еще в той или иной части, но
существующем вне нас мире (Юм), — все это пустой
вздор, Schrulle, выверт, выдумка.
3) В теории познания, как и во всех других
областях науки, следует рассуждать диа
лектически, т. е. не предполагать готовым и
неизменным наше познание, а разбирать,
каким образом из незнания является
знание, каким образом неполное, неточное знание
становится более полным и более
точным.
Раз вы встали на точку зрения развития человеческого познания из
незнания, вы увидите, что миллионы примеров, таких же простых, как открытие
ализарина в каменноугольном
дегте, миллионы наблюдений не только из истории науки и техники, но из
повседневной жизни всех и каждого показывают человеку превращение "вещей в
себе" в "вещи для нас", возникновение "явлений", когда наши органы чувств
испытывают толчок извне от тех или иных предметов, —
Предыдущая страница ... 101
Следующая страница ... 103
|