|
вуют лишь в его
воображении; но признавать реальность чужих сознаний — значит признавать
реальность тех средств, посредством которых мы заключаем о чужом сознании, т.
е. ... внешнего вида человеческих тел". Выход из затруднения — признание
"гипотезы", что нашим чувственным восприятиям соответствует вне нас объективная
реальность. Эта гипотеза удовлетворительно
объясняет наши чувственные восприятия. "Я не могу серьезно сомневаться в
том, что профессор Пирсон сам верит в нее, как и другие люди. Но если бы ему пришлось определенно признать это, то он
вынужден был бы заново написать почти каждую страницу своей "Грамматики
науки"" .
Насмешка
— вот чем встречают думающие естествоиспытатели идеалистическую философию, вызывающую восторг Маха.
Вот, наконец, отзыв немецкого физика Л. Больцмана.
Махисты скажут, пожалуй, как сказал
Фр. Адлер, что это — физик старой школы. Но речь идет теперь совсем не о
теориях физики, а об основном философском
вопросе. Против людей, "увлеченных новыми гносеологическими догмами",
Больцман писал: "Недоверие к представлениям, которые
мы можем лишь вывести из прямых чувственных восприятий, привело к крайности,
прямо обратной прежней наивной вере. Говорят: нам даны только чувственные
восприятия, дальше мы не вправе делать ни шагу. Но если бы эти люди были
последовательны, то они должны были бы поставить дальнейший вопрос: даны ли
нам наши собственные вчерашние чувственные
восприятия? Непосредственно дано нам только одно чувственное восприятие
или только одна мысль, — именно та, которую мы мыслим в данный момент. Значит,
если быть последовательным, то надо отрицать не только существование других
людей кроме моего собственного Я, но и существование всех
**
представлении в прошлом" .
* "Nature", 1892,
July 21, p. 269.
" Ludwig Boltzmann. "Populäre Schriften", Lpz., 1905, S. 132. Ср. SS.
168, 177, 187 и др. (Людвиг Болъцман. "Популярные
статьи", Лейпциг, 1905, стр. 132. Ср. стр. 168, 177, 187 и др. Ред.).
Предыдущая страница ... 94
Следующая страница ... 96
|