| у Канта! (см. "Der kritische Idealismus und die
reine Logik", 1905, S. 26 ).
Р. Гёнигсвальд: "... альтернатива для имманентов и эмпириокритиков:
либо солипсизм, либо метафизика в духе Фихте, Шеллинга или Гегеля" ("Über die Lehre Hume's von der Realität der
Außendinge", 1904, S. 68**).
Английский физик Оливер Лодж в книге, посвященной
разносу материалиста Гекке-ля,
мимоходом, как о чем-то общеизвестном, говорит о "солипсистах подобно Пирсону и
Маху" (Sir Oliver
Lodge. "La vie et la
matière", P., 1907, p. 15***).
По отношению к махисту
Пирсону орган английских естествоиспытателей "Nature"
то
("Природа")
высказал устами геометра Э. Т. Диксона вполне определенное мнение, которое
стоит привести не потому, чтобы оно было ново, а потому, что русские махисты
наивно приняли философскую путаницу Маха за "философию естествознания"
(Богданов, стр. XII
и др. предисловия к "Анализу
ощущений").
"Основа всего
сочинения Пирсона, — писал Диксон, — положение, что, так как мы ничего не можем
знать прямо кроме чувственных восприятий (sense-impressions), то поэтому
вещи, о которых мы обыкновенно говорим, как об объективных, или внешних предметах,
суть не что иное, как группы чувственных восприятий. Но профессор Пирсон
допускает существование чужих сознаний, он допускает это не только молча, тем, что обращается к ним со своей книгой, но и прямо
во многих местах своей книги". О существовании
чужого сознания Пирсон заключает по аналогии, наблюдая движения тела
других людей: раз реально чужое сознание, значит, допускается существование и других людей вне меня! "Конечно, мы бы не могли
таким образом опровергнуть последовательного идеалиста, который стал бы
утверждать, что не только внешние предметы, но и чужие сознания нереальны и
сущест-
— "Критический
идеализм и чистая логика", 1905, стр. 26. Ред. " — "Учение Юма о
реальности внешнего мира", 1904, стр. 68. Ред. — Оливер Лодж. "Жизнь
и материя", Париж, 1907, стр. 15. Ред.
Предыдущая страница ... 93
Следующая страница ... 95
|