| Р. Вилли, имел
мужество откровенно сознаться в этом. "Авенариус мечтал о биомеханике, —
говорит он, — но прийти к пониманию жизни мозга можно только посредством
фактических открытий, а никак не тем способом, как пытался это сделать Авенариус.
Биомеханика Авенариуса не опирается решительно ни на какие новые наблюдения;
ее отличительная черта — чисто схематические конструкции понятий; и притом такие конструкции, которые не имеют даже характера
гипотез, открывающих известную перспективу, — это простые шаблоны
спекуляции (blosse
Spekulierschablonen), которые,
как стена, загораживают от нас вид вдаль" .
Русские
махисты окажутся скоро похожими на любителей моды, которые восторгаются изношенной уже буржуазными философами Европы
шляпкой.
6. О СОЛИПСИЗМЕ
МАХА И АВЕНАРИУСА
Мы видели, что исходный пункт и основная посылка философии
эмпириокритицизма есть субъективный идеализм. Мир есть наше ощущение, — вот
эта основная посылка, затушевываемая, но нисколько не изменяемая словечком
"элемент", теориями "независимого ряда", "координации" и "интроекции".
Нелепость этой философии состоит в том, что
она приводит к солипсизму, к признанию существующим одного только философствующего
индивида. Но наши русские махисты уверяют читателя, что "обвинение" Маха "в идеализме и даже солипсизме" есть
"крайний субъективизм". Так говорит Богданов в предисловии к "Анализу
ощущений", стр. XI,
и на многое множество ладов повторяет это вся махистская компания.
Разобрав, какими прикрытиями от солипсизма пользуются Мах
и Авенариус, мы должны теперь
добавить одно; "крайний субъективизм" утверждений лежит все-
R. Willy. "Gegen
die Schulweisheit", S. 169. Конечно, педант Петцольдт не сделает таких признаний.
Он с самодовольством филистера разжевывает "биологическую" схоластику
Авенариуса (т. I, гл. II).
Предыдущая страница ... 91
Следующая страница ... 93
|