|
оказывается
опровергнутым идеалистически (несмотря на весь дипломатический гнев Авенариуса против идеализма), ибо ощущение и
мысль оказываются не вторичным, не производным от материи, а первичным. Дуализм
опровергнут здесь Авенариусом лишь постольку,
поскольку "опровергнуто" им существование объекта без субъекта, материи без
мысли, внешнего мира, независимого от наших ощущений, т. е. опровергнут идеалистически:
нелепое отрицание того, что зрительный образ дерева есть функция моей
сетчатки, нервов и мозга, понадобилось Авенариусу для подкрепления теории о "неразрывной"
связи "полного" опыта, включающего и наше "Л", и дерево, т. е. среду.
Учение об интроекции есть путаница, протаскивающая
идеалистический вздор и противоречащая
естествознанию, которое непреклонно стоит на том, что мысль есть функция мозга,
что ощущения, т. е. образы внешнего мира, существуют в нас, порождаемые
действием вещей на наши органы чувств. Материалистическое устранение "дуализма
духа и тела" (т. е. материалистический монизм) состоит в том, что дух не
существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга, отражение
внешнего мира. Идеалистическое устранение "дуализма духа и тела" (т. е.
идеалистический монизм) состоит в том, что
дух не есть функция тела, что дух есть, следовательно, первичное, что
"среда" и "Л" существуют лишь в неразрывной связи одних и тех же
"комплексов элементов". Кроме этих двух, прямо противоположных, способов
устранения "дуализма духа и тела", не может быть никакого третьего способа,
если не считать эклектицизма, т. е.
бестолкового перепутывания материализма и идеализма. Вот это перепутывание у Авенариуса и показалось
Богданову и К0 "истиной вне материализма и идеализма".
Но
специалисты-философы не так наивны и доверчивы, как русские махисты. Правда,
каждый из этих господ ординарных профессоров защищает "свою" систему
опровержения материализма или, по крайней мере, "примирения" материализма и
идеализма, — но по
Предыдущая страница ... 87
Следующая страница ... 89
|