ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 87
|
психические,
в другой же связи (хотя и "тождественные" элементы, но) физические. Новой запутанной терминологией, новыми вычурными
словечками, выражающими якобы новую "теорию", Авенариус только
потоптался на одном месте и вернулся к основной
идеалистической своей посылке.
И если наши русские махисты (например, Богданов) не заметили
"мистификации" и усмотрели опровержение идеализма в "новой" защите его, то в
разборе эмпириокритицизма
философами-специалистами мы встречаем трезвую оценку сути идей Авенариуса, раскрываемой по устранении вычурной
терминологии.
Богданов
писал в 1903 году (статья: "Авторитарное мышление" в сборнике: "Из психологии
общества", стр. 119 и след.):
"Рихард Авенариус дал самую стройную и законченную философскую картину
развития дуализма духа и
тела. Сущность его "учения об интроекции" заключается в следующем"
(непосредственно наблюдаем мы лишь физические тела, лишь по гипотезе заключая о
чужих переживаниях, т. е. о психическом у другого человека). "... Гипотеза
осложняется тем, что переживания другого человека помещаются внутрь его тела,
вкладываются (интроецируются) в его организм. Это уже гипотеза излишняя и даже
порождающая массу противоречий. Авенариус систематически отмечает эти противоречия,
развертывая последовательный ряд исторических моментов в развитии дуализма и
затем философского идеализма; — но здесь нам нет надобности следовать за Авенариусом...".
"Интроекция выступает как объяснение дуализма духа и тела".
Богданов
попался на удочку профессорской философии, поверив, что "интроекция" направлена
против идеализма. Богданов поверил на слово той оценке интроекции, которая дана самим Авенариусом, не заметив жала,
направленного против материализма. Интроекция отрицает, что мысль есть
функция мозга, что ощущения суть функция центральной нервной системы человека,
т. е. отрицает самую элементарную истину физиологии ради сокрушения
материализма. "Дуализм"
Предыдущая страница ... 86
Следующая страница ... 88
|
|