|
мент или орган,
носитель или субстрат и т. д. мышления" (S. 76, — цитировано с сочувствием у Маха в "Анализе ощущений", стр.
32). "Мышление не есть обитатель или повелитель, половина или сторона и т. д.,
но и не продукт и даже не физиологическая функция или даже состояние вообще
мозга" (там же). И не менее решительно выражается
Авенариус в своих "Замечаниях": "представления" "не суть функции (физиологические,
психические, психофизические) мозга" (§ 115, S. 419 цит. статьи). Ощущения не суть "психические функции мозга" (§
116).
Итак, по Авенариусу, мозг не есть орган мысли, мысль не
есть функция мозга. Возьмем
Энгельса, и мы сейчас же увидим прямо противоположные этому, открыто материалистические
формулировки. "Мышление и сознание, — говорит Энгельс в "Анти-Дюринге", — суть
продукты человеческого мозга" (стр. 22 пятого нем. изд.)33. Та же мысль много раз повторена в этом сочинении. В
"Людвиге Фейербахе" читаем следующее
изложение взглядов Фейербаха и взглядов Энгельса: "тот вещественный (stofflich), чувственно воспринимаемый нами мир, к
которому принадлежим мы сами, есть единственно действительный мир", "наше
сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются
продуктом (Erzeugnis)
вещественного, телесного органа, мозга. Материя не есть продукт духа, а
дух есть лишь высший продукт материи. Это, разумеется, чистый
материализм" (4-е нем. изд., стр. 18). Или стр. 4: отражение процессов природы "в мыслящем мозге"34
и т. д. и т. п.
Эту материалистическую точку зрения отвергает Авенариус, называя
"мышление мозга" "фетишизмом
естествознания" ("Человеческое понятие о мире", 2-е нем. изд., стр.
70). Следовательно, насчет своего решительного расхождения в этом пункте с естествознанием
Авенариус не делает себе ни малейших иллюзий. Он признает, — как признает и Мах
и все имманенты, — что естествознание стоит на стихийно, бессознательно материалистической точке зрения. Он
признает и прямо заявляет, что расходится безусловно с "господствующей
Предыдущая страница ... 84
Следующая страница ... 86
|