ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 79
|
Итог.
Перед нами выступили три эмпириокритических авгура, которые в поте лица своего трудились над примирением своей философии
с естествознанием, над починкой прорех солипсизма. Авенариус повторил довод
Фихте и подменил мир действительный миром воображаемым. Петцольдт
отодвинулся от идеализма фихтевского и пододвинулся к идеализму кантианскому.
Вилли, потерпев фиаско с "червяком", махнул рукой и нечаянно проболтал правду:
либо материализм, либо солипсизм или даже непризнание ничего, кроме настоящего момента.
Нам
остается только показать читателю, как поняли и как изложили этот вопрос
наши отечественные махисты. Вот вам Базаров в "Очерках "по" философии
марксизма", стр.11:
"Нам остается теперь под руководством нашего верного vademecum " (речь идет о Плеханове) "спуститься в
последнюю и самую ужасную сферу солипсистского ада, — в ту сферу, где, по уверению Плеханова, каждому субъективному идеализму
грозит необходимость представлять себе мир в формах созерцания
ихтиозавров и археоптериксов. "Перенесемся мысленно, — пишет он, Плеханов, — в
ту эпоху, когда на земле существовали только весьма отдаленные предки
человека, — например, во вторичную эпоху.
Спрашивается, как обстояло тогда дело с пространством, временем и причинностью?
Чьими субъективными формами были они в то время? Субъективными формами
ихтиозавров? И чей рассудок диктовал тогда свои законы природе? Рассудок
археоптерикса? На эти вопросы философия Канта не может дать ответа. И
она должна быть отвергнута, как совершенно
несогласимая с современной наукой" ("Л. Фейербах", стр.117)".
Здесь Базаров обрывает цитату из Плеханова как раз перед очень
важной — мы сейчас увидим это — фразой: "Идеализм говорит: без субъекта нет
объекта. История земли показывает, что объект существовал гораздо раньше, чем
появился субъект, т. е. гораздо раньше,
— путеводителя. Ред.
Предыдущая страница ... 78
Следующая страница ... 80
|
|