| говорит,
что под опытом вовсе не обязательно непременно понимать опыт человека.
"Ибо мир животных — будь это ничтожнейший червяк — мы должны просто рассматривать,
как примитивных людей (Mitmenschen),
раз мы берем жизнь животных в
связи с общим опытом" (73—74). Итак, до человека земля была "опытом" червяка,
который исправлял должность "центрального члена"
для спасения "координации" Авенариуса и философии Авенариуса!
Неудивительно, что Петцольдт старался отгородить себя от такого рассуждения,
которое не только является перлом бессмыслицы (червяку приписываются идеи о земле, соответствующие теориям
геологов), но и не помогает ни в чем нашему философу, ибо земля
существовала не только до человека, но и до всяких живых существ вообще.
Другой раз
Вилли рассуждал об этом в 1905 году. Червяк оказался убранным . Но "закон однозначимости" Петцольдта, конечно, не
удовлетворил Вилли, видящего здесь только "логический формализм". Вопрос
о мире до человека, — говорит автор, — поставленный по-петцольдтовски,
приводит нас, пожалуй, "опять к вещам-в-себе так называемого здравого смысла?"
(т. е. к материализму! Вот ужас-то в самом деле!). Что значат миллионы лет без
жизни? "Не есть ли уже и время вещь-в-себе? Конечно, нет! Ну, а раз так,
значит, вещи вне человека суть лишь представления, кусочки фантазии, набрасываемой людьми при помощи нескольких
обрывков, находимых нами вокруг нас.
Почему бы и не так в самом деле? Неужели философу нужно бояться потока жизни?..
Я говорю себе: брось мудрствования систем и лови момент (ergreife den Augenblick), тот момент, который ты переживаешь и
который один только дает счастье" (177—178).
Так. Так. Либо материализм, либо солипсизм, ведь вот к чему пришел,
несмотря на все свои
крикливые фразы, Р. Вилли, разбирая вопрос о природе до человека.
* R. Willy. "Gegen die Schulweisheit", 1905,
SS. 173—178.
Об этом мы особо побеседуем с махистами в
дальнейшем изложении.
Предыдущая страница ... 77
Следующая страница ... 79
|