ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 77
|
Петцольдт перекрестил закон причинности в закон однозначимой
определяемости и ввел в свою теорию, как увидим ниже, априорность такого
закона. Это значит, что от субъективного идеализма и солипсизма Авенариуса
("придает чрезмерное значение нашему Я", говорится это на профессорском
жаргоне!) Петцольдт спасается при помощи идей кантианских. Недостаток
объективного момента в учении Авенариуса, невозможность примирить его с требованиями естествознания, объявляющего землю
(объект) существовавшей задолго до появления живых существ (субъекта),
— заставили Петцольдта схватиться за
причинность (однозначимую определенность). Земля существовала, ибо
существование ее до человека причинно связано с теперешним существованием
земли. Во-первых, откуда взялась причинность? Априори, — говорит Петцольдт.
Во-вторых, разве причинностью не связаны также представления об аде, леших и
"примыслах" Луначарского? В-третьих, теория "комплексов ощущений" во всяком случае оказывается Петцольдтом разрушенной.
Петцольдт не разрешил признанного им противоречия у Авенариуса, а запутался еще
больше, ибо решение может быть только
одно: признание того, что отображаемый нашим сознанием внешний мир существует
независимо от нашего сознания. Только это материалистическое решение действительно
совместимо с естествознанием и только оно устраняет идеалистическое решение
вопроса о причинности Петцольдтом и Махом, о чем мы будем говорить особо.
Третий
эмпириокритик, Р. Вилли, первый раз поставил вопрос об этом затруднении для
философии Авенариуса в 1896 году в статье: "Der Empiriokritizismus als einzig
wissenschaftlicher Standpunkt" ("Эмпириокритицизм,
как единственно научная точка зрения"). Как быть с миром до людей? — спрашивает
здесь Вилли и отвечает сначала вслед за Авенариусом: "мы переносим себя в
прошлое мысленно". Но затем он
* "Vierteljahrsschrift
für wissenschaftliche Philosophie", том
20, 1896, S. 72.
Предыдущая страница ... 76
Следующая страница ... 78
|
|