В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 74


 


Авенариус, — то, чего хочет естествоиспытатель (хотя бы он достаточно ясно и не да­вал себе отчета в этом), есть в сущности лишь следующее: каким образом должна быть определена земля или мир до появления живых существ или человека, если я примыс­лю себя в качестве зрителя, — примерно так же, как было бы мыслимо, чтобы мы на­блюдали историю другой планеты или даже другой солнечной системы с нашей земли при помощи усовершенствованных инструментов".
Вещь не может существовать независимо от нашего сознания; "мы всегда примыс­лим самих себя, как разум, стремящийся познать эту вещь".
Эта теория необходимости "примыслить" сознание человека ко всякой вещи, к при­роде до человека, изложена у меня в первом абзаце словами "новейшего позитивиста" Р. Авенариуса, а во втором — словами субъективного идеалиста И. Г. Фихте . Софис­тика этой теории так очевидна, что неловко разбирать ее. Если мы "примыслим" себя, то наше присутствие будет воображаемое, а существование земли до человека есть действительное. На деле быть зрителем раскаленного, к примеру скажем, состояния земли человек не мог, и "мыслить" его присутствие при этом есть обскурантизм, со­вершенно такой же, как если бы стал я защищать существование ада доводом: если бы я "примыслил" себя, как наблюдателя, то я мог бы наблюдать ад. "Примирение" эмпи­риокритицизма с естествознанием состоит в том, что Авенариус милостиво соглашает­ся "примыслить" то, возможность допущения чего исключена естествознанием. Ни один сколько-нибудь образованный и сколько-нибудь здоровый человек не сомневает­ся в том, что земля существовала тогда, когда на ней не могло быть никакой жизни, ни­какого ощущения, никакого "центрального члена", и, следовательно, вся теория Маха и Авенариуса, из которой вытекает, что земля есть комплекс ощущений ("тела суть ком­плексы ощущений"), или "комплекс элементов, в коих тоже-
* J. G. Fichte. "Rezension des "Aenesidemus"", 1794, в Sämtliche Werke, Bd. I, S. 19 (И. Г. Фихте. "Ре­цензия на "Энезидем"", 1794, в Собрании сочинений, т. I, стр. 19. Ред.).




Предыдущая страница ... 73
Следующая страница ... 75

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински