| "комплексов
ощущений", — никакого Я, будто бы "неразрывно" связанного со средой, по
учению Авенариуса. Материя есть первичное, мысль, сознание, ощущение — продукт очень высокого развития. Такова
материалистическая теория познания, на которой стихийно стоит естествознание.
Спрашивается, заметили ли выдающиеся представители
эмпириокритицизма это противоречие их
теории с естествознанием? Заметили и прямо поставили вопрос о том, какими рассуждениями следует устранить это
противоречие. Три взгляда на этот вопрос, самого Р. Авенариуса, затем
его учеников И. Петцольдта и Р. Вилли, представляют особенный интерес с точки зрения материализма.
Авенариус пытается устранить противоречие с естествознанием посредством
теории "потенциального"
центрального члена в координации. Координация, как мы знаем, состоит в "неразрывной" связи Я и среды. Чтобы
устранить явную нелепость этой теории, вводится понятие
"потенциального" центрального члена. Например, как быть с развитием человека из
зародыша? Существует ли среда (= "противочлен"), если "центральный член"
представляет из себя эмбрион? Эмбриональная система С, — отвечает Авенариус, —
есть "потенциальный центральный член по отношению к будущей индивидуальной
среде" ("Замечания", стр. 140 указ. статьи). Потенциальный центральный член
никогда не равен нулю, — даже тогда, когда еще нет родителей (elterliche Bestandteile), а есть только "составные части среды",
способные стать родителями (S. 141).
Итак, координация неразрывна. Утверждать это обязательно для
эмпириокритика в целях спасения основ его философии, ощущений и их комплексов.
Человек есть центральный член этой
координации. А когда человека нет, когда он еще не родился, то все же
центральный член не равен нулю, он стал только потенциальным центральным
членом! Можно только удивляться, каким образом находятся люди, способные брать всерьез такого философа, преподносящего подобные
рассуждения! Даже Вундт, оговаривающийся,
Предыдущая страница ... 71
Следующая страница ... 73
|