|
учеников. Р. Вилли
говорит, например, что обычное утверждение, будто Авенариус
1 * *
пришел к "наивному
реализму", надо понимать cum grano salis
. "В качестве догмы наивный реализм был бы не чем иным, как верой в
вещи-в-себе, существующие вне человека (außerpersönliche), в их чувственно-осязательном виде" .
Другими словами: единственная теория
познания, действительно созидаемая в настоящем, а не фиктивном, согласии
с "наивным реализмом", есть, по мнению Вилли, материализм! А Вилли, разумеется, отвергает материализм. Но он вынужден
признать, что единство "опыта", единство "я" и среды Авенариус
восстановляет в "Человеческом понятии о мире" "посредством ряда сложных и
отчасти крайне искусственных вспомогательных и посредствующих понятий" (171).
"Человеческое понятие о мире", будучи реакцией против первоначального
идеализма Авенариуса, "носит всецело характер примирения (eines Ausgleiches) между наивным реализмом здравого смысла и
теоретико-познавательным идеализмом школьной философии. Но чтобы такое
примирение могло восстановить единство и цельность опыта (Вилли говорит: Grunderfahrung, т. е. коренного опыта; еще новое
словечко!), этого я бы не стал утверждать" (170).
Ценное
признание! Примирить идеализм с материализмом не удалось "опыту" Авенариуса.
Вилли, кажется, отвергает школьную философию опыта, чтобы заменить ее втройне путаной философией "коренного" опыта...
4. СУЩЕСТВОВАЛА
ЛИ ПРИРОДА ДО ЧЕЛОВЕКА?
Мы уже видели, что этот вопрос является
особенно ядовитым для философии Маха и Авенариуса. Естествознание положительно
утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни вообще
какого бы то ни было живого существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление
позднейшее, плод продолжительного развития. Значит, не было ощущающей материи,
— не было никаких
Дословно: с крупинкой соли; с оговоркой, не вполне
буквально. Ред. " R. Willy. "Gegen die Schulweisheit", S. 170.
Предыдущая страница ... 70
Следующая страница ... 72
|