В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

В. И. ЛЕНИН стр. 70


 


которая ничем не отличается от абсолютного идеализма". (Термин неверный; надо бы­ло сказать: субъективный идеализм, ибо абсолютный идеализм Гегеля мирится с суще­ствованием земли, природы, физического мира без человека, считая природу лишь "инобытием" абсолютной идеи.) "Наоборот, если не держаться последовательно этой координации и предоставить противочленам их независимость, то сразу всплывают все метафизические возможности, особенно в сторону трансцендентального реализма" (цит. соч., стр. 56—57).
Метафизикой и трансцендентальным реализмом г. Фридлендер, скрывающийся под псевдонимом Эвальда, называет материализм. Сам отстаивая одну из разновидностей идеализма, он всецело согласен с махистами и с кантианцами в том, что материализм есть метафизика, "от начала до конца самая дикая метафизика" (стр. 134). Насчет "трансцензуса" и метафизичности материализма это — единомышленник Базарова и всех наших махистов, и об этом нам придется говорить особо впоследствии. Здесь же важно отметить опять-таки, как на деле улетучивается пустая гелертерская претензия превзойти идеализм и материализм, как вопрос ставится с неумолимой непримиримо­стью. "Предоставить независимость противочленам", это значит (если перевести с вы­чурного языка кривляющегося Авенариуса на простой человеческий язык) считать природу, внешний мир независимым от сознания и ощущения человека, а это есть ма­териализм. Строить теорию познания на посылке неразрывной связи объекта с ощуще­нием человека ("комплексы ощущений" = тела; "элементы мира" тожественные в пси­хическом и физическом; координация Авенариуса и т. п.) значит неизбежно скатиться в идеализм. Такова простая и неизбежная истина, которую при некотором внимании лег­ко открыть под ворохами самой вымученной, умышленно затемняющей дело и отби­вающей широкую публику от философии, квазиученой терминологии Авенариуса, Шуппе, Эвальда и других.
"Примирение" теории Авенариуса с "наивным реализмом" вызвало в конце концов сомнения даже у его




Предыдущая страница ... 69
Следующая страница ... 71
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински