|
кретным вопросам.
Таков вопрос о существовании земли до человека, до всякого ощущающего существа. Мы будем сейчас говорить об
этом подробнее. Теперь же отметим, что маску с Авенариуса, с его
фиктивного "реализма" срывает не только Н. Смит, противник его теории, но и
имманент В. Шуппе, который горячо приветствовал появление "Человеческого
понятия о мире", как подтверждение наивного реализма . Дело в том, что
на такой "реализм", т. е. на такую мистификацию материализма, которую
преподнес Авенариус, вполне согласен В. Шуппе. На такой "реализм", —
писал он Авенариусу, — я всегда претендовал с таким же правом, как вы, hochverehrter Herr College (высокоуважаемый господин коллега), ибо
меня, имманента, оклеветали, будто я субъективный идеалист. "Мое понятие
мышления... примиримо превосходно (verträgt sich vortrefflich) с вашей, высокоуважаемый господин коллега, "Теорией чистого
опыта"" (стр. 384). "Связь и неразрывность двум членам координации" дает на
деле лишь наше Я (das Ich, т. е.
отвлеченное, фихтевское, самосознание, оторванная от мозга мысль). "То, что вы
хотели элиминировать, то вы молча предположили", — писал (стр. 388) Шуппе
Авенариусу. И трудно сказать, кто больнее срывает маску с мистификатора
Авенариуса, — Смит ли своим прямым и ясным опровержением, или Шуппе своим
восторженным отзывом о заключительной работе Авенариуса. В философии — поцелуй
Вильгельма Шуппе ничуть не лучше, чем в политике поцелуй Петра Струве или г. Меньшикова.
Равным образом О. Эвальд, который хвалит
Маха за то, что он не поддался материализму, говорит о принципиальной координации: "Если объявить
соотносительность центрального члена и противочлена гносеологической
необходимостью, от которой не может быть отступления, то — какими бы
крикливо-крупными буквами ни стояло на вывеске слово: "эмпириокритицизм", — это
значит встать на такую точку зрения,
См.
открытое письмо В. Шуппе к Р. Авенариусу в "Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche
Philosophie", Bd. 17, 1893, SS. 364—388.
Предыдущая страница ... 68
Следующая страница ... 70
|