|
телем объективного идеализма
— Иоганном Готлибом Фихте .
Ничего иного, кроме перефразировки субъективного идеализма, нет в
разбираемом учении Маха и Авенариуса. Претензии их, будто они поднялись выше
материализма и идеализма, устранили противоположность
точки зрения, идущей от вещи к сознанию, и точки зрения обратной,
— это пустая претензия подновленного фихтеанства. Фихте тоже воображает, будто
он "неразрывно" связал "я" и "среду", сознание и вещь, будто он "решил" вопрос ссылкой на то, что человек не
может выскочить из самого себя. Иными словами, повторен довод Беркли: я
ощущаю только свои ощущения, я не имею права предполагать "объекты сами по
себе" вне моего ощущения. Различные способы выражений Беркли в 1710 году, Фихте
в 1801, Авенариуса в 1891—1894 гг. нисколько не
меняют существа дела, т. е. основной философской линии субъективного идеализма.
Мир есть мое ощущение; не-Я "полагается" (создается, производится) нашим
Я; вещь неразрывно связана с сознанием; неразрывная координация нашего Я
и среды есть эм-пириокритическая принципиальная координация; — это все одно
и то же положение, тот же старый хлам с немного подкрашенной или перекрашенной
вывеской.
Ссылка
на "наивный реализм", якобы защищаемый подобной философией, есть софизм самого
дешевенького свойства. "Наивный реализм" всякого здорового человека, не
побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо
от нашего ощущения, от нашего сознания,
от нашего Я ж от человека вообще. Тот самый опыт (не в
махистском, а в человеческом смысле
слова), который создал в нас непреклонное убеждение, что существуют независимо от нас другие люди,
* Johann Gottlieb Fichte. "Sonnenklarer Bericht an das größere
Publikum über das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie. — Ein Versuch die
Leser zum Verstehen zu zwingen", Berlin, 1801,
SS. 178—180
(Иоганн Готлиб Фихте. "Ясное как солнце сообщение широкой публике о
подлинной сущности новейшей философии. — Попытка принудить читателей к
пониманию", Берлин, 1801, стр. 178—180. Ред.).
Предыдущая страница ... 64
Следующая страница ... 66
|