|
идеализму
всецело сводится к допущению половинчатых уступок материализму. Вместо
последовательной точки зрения Беркли: внешний мир есть мое ощущение, — получается иногда точка зрения Юма: устраняю вопрос о
том, есть ли что за моими ощущениями. А эта точка зрения агностицизма
неизбежно осуждает на колебания между материализмом и идеализмом.
3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ И "НАИВНЫЙ
РЕАЛИЗМ"
Учение Авенариуса о принципиальной координации изложено им в
"Человеческом понятии о мире" и в
"Замечаниях". Эти последние написаны позже, и Авенариус подчеркивает
здесь, что излагает, правда, несколько иначе, не что-либо отличное от "Критики
чистого опыта" и "Человеческого понятия о мире", а то лее самое ("Bemerk." . 1894, S. 137 в цитир. журнале). Суть этого учения — положение о "неразрывной
(unauflösliche)
координации" (т. е. соотносительной связи) "нашего Я
(des Ich) и среды" (S. 146). "Философски выражаясь, — говорит тут же Авенариус, — можно
сказать: "Я и не-Я"". И то и другое, и наше Я и среду, мы "всегда
находим вместе" (immer
ein Zusammen-Vorgefundenes). "Никакое
полное описание данного (или находимого нами: des Vorgefundenen) не может содержать "среды" без некоторого Я
(ohne ein Ich), чьей средой эта среда является, — по крайней мере того Я, которое
описывает это находимое" (или данное: das Vorgefundene, S. 146).
.Я называется при этом центральным членом координации, среда — противочленом
(Gegenglied). (См. "Der menschliche Weltbegriff". 2 изд., 1905, стр. 83—84, § 148 и след.)
Авенариус
претендует на то, что этим учением он признает всю ценность так называемого наивного реализма, т. е. обычного,
нефилософского, наивного взгляда всех людей, которые не задумываются о
том, существуют ли они сами и существует ли среда, внешний мир. Мах, выражая
свою солидарность с Авенариусом,
* — "Bemerkungen
zum Begriff des Gegenstandes der Psychologie". Ред.
Предыдущая страница ... 62
Следующая страница ... 64
|