| Вундту отвечали, между прочим, двое наиболее
чистых и ортодоксальных учеников Авенариуса, И. Петцольдт и Фр. Карстаньен.
Петцольдт с гордым негодованием отверг позорящее немецкого профессора обвинение
в материализме и сослался... на что бы вы думали?., на "Пролегомены" Авенариуса, где
уничтожено-де понятие субстанции! Удобная теория, когда можно относить к ней и чисто идеалистические
произведения и произвольно допущенные материалистические посылки! "Критика
чистого опыта" Авенариуса, конечно, не противоречит этому учению — т. е.
материализму, — писал Петцольдт, — но она так же мало противоречит прямо
противоположному, спиритуалистическому учению . Превосходная защита! Энгельс
это и называл эклектической нищенской похлебкой. Богданов, который не хочет
признать себя махистом и который хочет,
чтобы его признали (в философии) марксистом, идет за Петцольдтом. Он
полагает, что "эмпириокритицизму
нет... дела ни до материализма, ни до спиритуализма, ни до какой
метафизики вообще" , что "истина... не в "золотой середине" между сталкивающимися
направлениями" (материализма и спиритуализма), "а вне их обоих" . На самом деле то, что Богданову показалось истиной,
есть путаница, шатание между материализмом и идеализмом.
Карстаньен, возражая Вундту, писал, что он совершенно отвергает
"подсовыванье (Unterschiebung)
материалистического момента",
"который совершенно чужд критике чистого опыта" . "Эмпириокритицизм есть
скептицизм κατ'
εξοχήν (по преимуществу) по отношению к содержанию понятий". Кусочек
правды есть в этом усиленном подчеркивании
нейтральности махизма: поправка Маха и Авенариуса к их первоначальному
J. Petzoldt. "Einführung
in die Philosophie der reinen Erfahrung", Bd. I, S. 351, 352. "Эмпириомонизм", кн. I, изд. 2-е, стр. 21. ***
Там же, стр. 93.
Fr.
Carslanjen. "Der
Empiriokritizismus, zugleich eine Erwiderung auf W. Wundt's Aufsätze",
"Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche Philosophie", Jahrg. 22 (1898), SS. 73 и 213 (Фр. Карстанъен. "Эмпириокритицизм,
одновременно — ответ на статьи В. Вундта", "Трехмесячный Научной Философии",
22-й год изд. (1898), стр. 73 и 213. Ред.).
Предыдущая страница ... 61
Следующая страница ... 63
|