|
никами Беркли и
Юма, т. е. как образ внешнего мира. Собственная теория Маха есть
субъективный идеализм, а когда нужен момент объективности, — Мах без стеснения вставляет в свои рассуждения посылки
противоположной, т. е. материалистической теории познания. Последовательный идеалист и последовательный
реакционер в философии Эдуард Гартман, сочувствующий махистской
борьбе против материализма, подходит очень близко к истине, говоря, что
философская позиция Маха есть "смешение (Nichtunterscheidung) наивного реализма и абсолютного иллюзионизма" . Это правда. Учение, что тела суть комплексы ощущений и
пр., есть абсолютный иллюзионизм, т. е. солипсизм, ибо с этой точки
зрения весь мир — не что иное, как моя иллюзия. Приведенное же нами рассуждение Маха, как и целый ряд других его
отрывочных рассуждений, есть так называемый "наивный реализм", т. е.
бессознательно, стихийно перенятая у естествоиспытателей материалистическая
теория познания.
Авенариус и профессора, идущие по его следам, пытаются прикрыть
это смешение теорией "принципиальной координации". Мы перейдем сейчас к ее
рассмотрению, но сначала покончим с вопросом
об обвинении Авенариуса в материализме. Г-н Юшкевич, которому показался любопытным не понятый им отзыв Вундта, не
полюбопытствовал узнать сам или не благоволил сообщить читателю, как отнеслись
к этому обвинению ближайшие ученики и преемники Авенариуса. А между тем
это необходимо для разъяснения дела, если мы
интересуемся вопросом об отношении философии Маркса, т. е. материализма,
к философии эмпириокритицизма. И затем, если махизм есть путаница, смешение
материализма с идеализмом, то важно знать, куда потянулось — если можно так
выразиться — это течение, когда казенные идеалисты стали отталкивать его от себя за уступки материализму.
* Eduard von Hartmann. "Die Weltanschauung der modernen Physik", Lpz., 1902, S. 219 (Эдуард фон Гартман. "Мировоззрение современной
физики", Лейпциг, 1902, стр. 219. Ред.).
Предыдущая страница ... 60
Следующая страница ... 62
|