|
нариус,
великий любитель ученой игры в новые термины, — мозг человека или вообще
нервную систему), — если психическое для вас есть функция мозга, то эта
"система С" есть "метафизическая субстанция", — говорит Вундт (стр. 64
названной статьи), и ваше учение есть материализм. Метафизиками, надо сказать,
обзывают материалистов многие идеалисты и все агностики (кантианцы и юмисты в
том числе), потому что им кажется, будто признание существования внешнего мира,
независимого от сознания человека, есть выход за пределы опыта. Об этой
терминологии и о полной ее неправильности с
точки зрения марксизма мы будем говорить в своем месте. Теперь нам важно
отметить то, что именно допущение "независимого" ряда у Авенариуса (а равным
образом у Маха, иными словами выражающего ту же мысль) есть — по общему
признанию философов разных партий, т. е. разных направлений в философии — заимствование у материализма. Если вы исходите из того, что все существующее
есть ощущение или что тела суть комплексы ощущений, то вы не можете, не
разрушая всех своих основных посылок, всей "своей" философии, прийти к тому,
что независимо от нашего сознания существует физическое и что
ощущение есть функция определенным образом
организованной материи. Мах и Авенариус совмещают в своей философии основные
идеалистические посылки и отдельные материалистические выводы именно потому,
что их теория — образец той "эклектической нищенской похлебки"30, о
которой с заслуженным презрением говорил Энгельс .
В
последнем философском сочинении Маха "Познание и заблуждение", 2 изд., 1906 г.,
этот эклектицизм
* Предисловие к "Людвигу Фейербаху", помеченное февралем 1888 года. Эти
слова Энгельса относятся к немецкой профессорской философии вообще. Махисты,
желающие быть марксистами, не умея вдуматься
в значение и содержание этой мысли Энгельса, прячутся иногда за жалкую
отговорку: "Энгельс еще не знал Маха" (Фриц Адлер в "Историческом
материализме", стр. 370). На чем основано это мнение? На том, что Энгельс
не цитирует Маха и Авенариуса? Других оснований нет, а это основание негодное,
ибо Энгельс никого из эклектиков не называет по имени, а не знать
Авенариуса, с 1876 года издававшего трехмесячник "научной" философии, едва ли
мог Энгельс.
Предыдущая страница ... 58
Следующая страница ... 60
|