|
то, что соответствует у Маха
связи "элементов", зависимых от нашего тела.
Но
особенно интересен для нас в рассматриваемом отношении отзыв Вундта, который
сам стоит — подобно большинству вышеназванных писателей — на путаной идеалистической точке зрения, но который едва ли не
всех внимательнее разобрал эмпириокритицизм. П. Юшкевич говорит по
этому поводу следующее: "Любопытно, что эмпириокритицизм Вундт считает
наиболее научной формой последнего типа материализма" , т. е. того типа
материалистов, которые в духовном видят функцию телесных процессов (и которых —
добавим от себя — Вундт называет стоящими посредине между спинозизмом и
абсолютным материализмом ).
Это
справедливо, что отзыв В. Вундта чрезвычайно любопытен. Но всего более "любопытно" здесь то, как г. Юшкевич относится к
тем книгам и статьям по философии, о которых он трактует. Это —
типичный образчик отношения к делу наших махистов.
Гоголевский Петрушка читал и находил любопытным, что из букв всегда выходят
слова. Г-н Юшкевич читал Вундта и нашел "любопытным", что Вундт обвинил Авенариуса
в материализме. Если Вундт неправ, отчего бы не опровергнуть этого? Если он прав, отчего бы не пояснить противоположение
материализма эмпириокритицизму? Γη Юшкевич находит "любопытным" то, что
говорит идеалист Вундт, но разобраться в деле этот махист считает трудом
совершенно излишним (должно быть, в силу принципа "экономии мысли")...
Дело в том, что, сообщив читателю обвинение Вундтом
Авенариуса в материализме и умолчав о том, что Вундт считает одни стороны
эмпириокритицизма материализмом, другие — идеализмом, связь же тех и других искусственной, —
Юшкевич совершенно извратил
П. Юшкевич. "Материализм и критический реализм", СПБ., 1908, стр. 15.
W.
Wundt. "Über naiven und
kritischen Realismus" в "Philosophische Studien"29, Bd. XIII, 1897, S. 334 (В. Вундт. "О наивном и критическом реализме" в
"Философских Исследованиях", т. XIII,
1897, стр. 334. Ред.).
Предыдущая страница ... 56
Следующая страница ... 58
|