В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 56


 


цитированный нами выше, в "Пролегоменах" Авенариуса видит "монистический идеа­лизм", в "Критике чистого опыта" (1888—1890) — "абсолютный реализм", а в "Чело­веческом понятии о мире" (1891) — попытку "объяснения" этой перемены. Заметим, что термин реализм употребляется здесь в смысле противоположности идеализму. Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово "реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализ­мом и идеализмом. Здесь достаточно отметить, что Ковеларт имеет в виду тот несо­мненный факт, что в "Пролегоменах" (1876) для Авенариуса ощущение есть единст­венно сущее, "субстанция" же — по принципу "экономии мысли"! — элиминирована, а в "Критике чистого опыта" физическое принято за независимый ряд, психическое же, следовательно, и ощущения — за зависимый.
Ученик Авенариуса Рудольф Вилли равным образом признает, что Авенариус, "все­цело" бывший идеалистом в 1876 году, впоследствии "примирял" (Ausgleich) с этим учением "наивный реализм" (цитир. выше сочинение, там же) — т. е. ту стихийно, бес­сознательно материалистическую точку зрения, на которой стоит человечество, прини­мая существование внешнего мира независимо от нашего сознания.
Оскар Эвальд, автор книги об "Авенариусе, как основателе эмпириокритицизма", говорит, что эта философия соединяет в себе противоречивые идеалистические и "реа­листические" (надо было сказать: материалистические) элементы (не в махистском, а в человеческом значении слова: элемент). Например, "абсолютное (рассмотрение) увеко­вечило бы наивный реализм, относительное — объявило бы постоянным исключитель­ный идеализм" . Авенариус называет абсолютным рассмотрением то, что соответствует у Маха связи "элементов" вне нашего тела, а относительным
Oskar Ewald. "Richard Avenarius als Begründer des Empiriokritizismus", Brl., 1905, S. 66 (Оскар Эвалъд. "Рихард Авенариус как основатель эмпириокритицизма", Берлин, 1905, стр. 66. Ред.).




Предыдущая страница ... 55
Следующая страница ... 57

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински