ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 55
|
важном обстоятельстве, не замеченном Богдановым, нам придется еще много
говорить впоследствии.
Одно из обстоятельств, помогшее Богданову так быстро перескочить от
материализма естественников
к путаному идеализму Маха, это (помимо влияния Оствальда) — учение Авенариуса о
зависимом и независимом ряде опыта. Сам Богданов в I книге "Эмпириомонизма" излагает дело таким образом: "Поскольку
данные опыта выступают в зависимости от состояния данной нервной системы, постольку
они образуют психический мир данной личности; поскольку данные опыта
берутся вне такой зависимости, постольку перед нами физический мир. Поэтому
Авенариус обозначает эти две области опыта, как зависимый ряд и независимый
ряд опыта" (стр. 18).
В
том-то и беда, что это учение о независимом (от ощущения человека)
"ряде" есть протаскивание материализма,
незаконное, произвольное, эклектическое с точки зрения философии,
говорящей, что тела суть комплексы ощущений, что ощущения "тожественны" с "элементами" физического. Ибо раз вы
признали, что источник света и световые волны существуют независимо от
человека и от человеческого сознания, цвет зависит от действия этих
волн на сетчатку, — то вы фактически встали на материалистическую точку зрения
и разрушили до основания все "несомненные факты" идеализма со всеми
"комплексами ощущений", открытыми новейшим позитивизмом элементами и тому подобным вздором.
В
том-то и беда, что Богданов (вкупе со всеми махистами-россиянами) не вник в первоначальные идеалистические воззрения Маха и
Авенариуса, не разобрался в их основных идеалистических посылках, — и
просмотрел поэтому незаконность и эклектичность
их последующей попытки тайком протащить материализм. А между тем, насколько
общепризнан в философской литературе первоначальный идеализм Маха и Авенариуса, настолько же общепризнано, что
впоследствии эмпириокритицизм старался повернуть в сторону
материализма. Французский писатель Ковеларт,
Предыдущая страница ... 54
Следующая страница ... 56
|
|