| что "элементы" опыта нейтральны по отношению к физическому и
психическому. "Как выяснено
новейшей позитивной философией, элементы психического опыта, — писал Богданов в
кн. I "Эмпириомонизма" (2 изд., стр. 90), — тожественны
с элементами всякого опыта вообще, так как тожественны с элементами опыта
физического". Или в 1906 году (кн. III, стр.
XX): "а что касается "идеализма", — можно ли
говорить о нем только на том основании, что элементы "физического опыта" признаются
тожественными с элементами "психического" или элементарными ощущениями — когда
это просто несомненный факт".
Вот где настоящий источник всех философских злоключений Богданова,
— источник, общий у него со всеми
махистами. Можно и должно говорить об идеализме, когда с ощущениями
признают тождественными "элементы физического опыта" (т. е. физическое,
внешний мир, материю), ибо это есть не что иное, как берклианство. Ни новейшей,
ни позитивной философии, ни несомненного факта тут нет и следа, тут просто
старый-престарый идеалистический софизм. И если бы спросить Богданова, как
может он доказать этот "несомненный факт",
что с ощущениями тождественно физическое, то ни единого довода вы не услышите, кроме вечного припева идеалистов: я
ощущаю только свои ощущения; "свидетельство самосознания" (die Aussage des
Selbstbewußtseins — у
Авенариуса в "Пролегоменах", стр. 56 второго нем. изд., § 93); или: "в нашем
опыте" (говорящем, что "мы — ощущающие субстанции") "ощущение дано нам
достовернее, чем субстанциальность" (там же, стр. 55, §91) и т. д., и т. д., и
т. п. За "несомненный факт" Богданов принял (поверив Маху) реакционный философский
выверт, ибо на самом деле ни единого факта не было приведено и не может быть
приведено, который бы опровергал взгляд на ощущение, как образ внешнего мира, —
взгляд, разделявшийся Богдановым в 1899 году и разделяемый естествознанием по
сю пору. Физик Мах в своих философских
блужданиях ушел совсем в сторону от "современного естествознания", — об
этом
Предыдущая страница ... 53
Следующая страница ... 55
|