|
различения материи (тел, вещей) и психического (ощущения, воспоминания,
фантазии) дают учение
"новейшего позитивизма" об элементах вещных и элементах мыслительных. Немного выиграл Адлер (Фриц) от "открытия
элементов мира"!
Богданов, возражая Плеханову, писал в 1906 году: "... Махистом в
философии признать себя я не могу. В общей философской концепции я взял у Маха
только одно — представление о нейтральности элементов опыта по отношению к
"физическому" и "психическому", о зависимости этих характеристик только от связи
опыта" ("Эмпириомонизм", кн. III, СПБ.,
1906, стр. XLI). Это все равно, как если бы религиозный человек
сказал: не могу себя признать сторонником религии, ибо я взял у этих сторонников
"только одно": веру в бога. "Только одно", взятое Богдановым у Маха, и есть основная
ошибка махизма, основная неправильность всей этой философии. Отступления
Богданова от эмпириокритицизма, которым сам Богданов придает очень важное значение, на самом деле совершенно второстепенны и не
выходят за пределы детальных, частных, индивидуальных отличий между различными
эмпириокритиками, одобряемыми Махом и одобряющими Маха (об этом
подробнее ниже). Поэтому, когда Богданов сердился
на то, что его смешивают с махистами, он обнаруживал только этим непонимание коренных отличий материализма от того,
что обще Богданову и всем прочим махистам. Не то важно, как развил или
как подправил, или как ухудшил махизм Богданов. Важно то, что он покинул
материалистическую точку зрения и этим осудил себя неизбежно на путаницу и идеалистические блуждания.
В
1899 году, как мы видели, Богданов стоял на правильной точке зрения, когда писал: "Образ стоящего передо мною человека,
непосредственно данный мне зрением, есть ощущение" . Критики этого
своего старого взгляда Богданов не потрудился дать. Он на слово, слепо поверил Маху и стал повторять за ним,
"Основные элементы исторического взгляда на природу", стр.
216. Ср. вышеприведенные цитаты.
Предыдущая страница ... 52
Следующая страница ... 54
|