ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
В. И. ЛЕНИН
стр. 52
| у человека
с нормально функционирующими нервами, сетчаткой, мозгом и т. д.? что внешний мир существует независимо от нашего
ощущения? Если вы не хотите отделываться
увертками, если вы серьезно хотите "остерегаться" субъективизма и солипсизма,
то вам надо прежде всего остерегаться основных идеалистических посылок вашей
философии; надо идеалистическую линию вашей философии (от ощущений к внешнему
миру) заменить материалистической (от внешнего мира к ощущениям); надо отбросить пустое и путаное словесное украшение:
"элемент", и просто сказать: цвет есть результат воздействия
физического объекта на сетчатку = ощущение есть результат воздействия материи на наши органы чувств.
Возьмем еще Авенариуса. По вопросу об "элементах" самое
ценное дает его последняя (и наиболее, пожалуй, важная для понимания его
философии) работа: "Замечания о понятии предмета психологии" . Автор дал здесь, между прочим,
чрезвычайно "наглядную" табличку (стр. 410 в XVIII томе), которую мы и воспроизводим в главной ее части:
"Элементы,
комплексы элементов:
I. Вещи
или вещное........................................... телесные вещи.
П. Мысли или мыслительное ,
^ л ι
и л ч нетелесные
вещи, воспоминания и фантазии".
(Gedankennaftes)..........................................
Сопоставьте
с этим то, что говорит Мах после всех своих разъяснений насчет "элементов"
("Анализ ощущений", стр. 33): "Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела". Вот
вам "открытие элементов мира", превзошедшее односторонность идеализма и
материализма! Сначала нас уверят, что "элементы" = что-то новое,
одновременно и физическое и психическое, а потом тайком внесут поправочку:
вместо грубо материалистического
* R. Avenarius. "Bemerkungen zum Begriff des Gegenstandes der
Psychologie" в "Vierteljahrsschrift für wissenschaftliche
Philosophie"27, Bd. XVIII (1894) и XIX (1895) (Р.
Авенариус. "Замечания о понятии предмета психологии" в "Трехмесячнике
Научной Философии", т. XVIII (1894) и XIX (1895). Ред.).
Предыдущая страница ... 51
Следующая страница ... 53
|
|