|
какое бы то ни было психическое переживание из элементов,
употребляемых современной
физикой, т. е. из масс и движений (в той закостенелости — Starrheit — этих элементов, которая удобна только для этой
специальной науки)" .
О закостенелости понятий у многих современных естествоиспытателей,
об их метафизических (в марксистском
смысле слова, т. е. антидиалектических) взглядах Энгельс говорит неоднократно с полнейшей определенностью.
Мы увидим ниже, что Мах именно на этом пункте свихнулся, не поняв, или
не зная, соотношения между релятивизмом и
диалектикой. Но теперь речь идет не об этом. Нам важно отметить здесь, с какой
наглядностью выступает идеализм Маха, несмотря на путаную, якобы новую,
терминологию. Нет, видите ли, никакой трудности построить всякий физический элемент
из ощущений, т. е. психических элементов! О, да, такие построения, конечно, не трудны, ибо это чисто словесные построения,
пустая схоластика, служащая для протаскивания фидеизма. Неудивительно
после этого, что Мах посвящает свои сочинения имманентам,
что к Маху бросаются на шею имманенты, т. е. сторонники самого реакционного
философского идеализма. Опоздал только лет на двести "новейший позитивизм" Эрнста Маха: Беркли уже достаточно показал,
что "построить" "из ощущений, т. е. психических элементов", нельзя
ничего, кроме солипсизма. Что же касается материализма, которому и здесь противопоставляет свои взгляды Мах, не
называя "врага" прямо и ясно, то мы уже на примере Дидро видели
настоящие взгляды материалистов. Не в том состоят
эти взгляды, чтобы выводить ощущение из движения материи или сводить к
движению материи, а в том, что ощущение признается одним из свойств движущейся
материи. Энгельс в этом вопросе стоял на точке зрения Дидро. От "вульгарных"
материалистов Фогта, Бюхнера и
Е. Mach. "Erkenntnis
und Irrtum", 2. Auflage, 1906, S. 12, Anmerkung (Э. Max. "Познание
и заблуждение", 2 изд., 1906, стр. 12, примечание. Ред.).
Предыдущая страница ... 40
Следующая страница ... 42
|