| Молешотта
Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так
же, как печень выделяет желчь. Но Мах, постоянно противополагающий свои взгляды материализму, игнорирует,
разумеется, всех великих материалистов, и Дидро, и Фейербаха, и Маркса —
Энгельса совершенно так же, как все прочие казенные профессора казенной
философии.
Для характеристики первоначального и основного взгляда Авенариуса
возьмем его первую самостоятельную
философскую работу: "Философия, как мышление о мире по принципу
наименьшей траты сил" ("Пролегомены к Критике чистого опыта"), вышедшую в 1876
году. Богданов в своем "Эмпириомонизме" (кн. I, изд. 2, 1905, стр. 9, примечание)
говорит, что "в развитии взглядов Маха исходной точкой послужил философский
идеализм, тогда как для Авепариуса с самого начала характерна реалистическая окраска". Богданов сказал это потому, что поверил
на слово Маху: см. "Анализ ощущений", русский перевод, стр. 288. Но
поверил Маху Богданов напрасно, и утверждение
его диаметрально противоположно истине. Напротив, идеализм Авенариуса так ясно
выступает в названной работе 1876 года, что сам Авенариус в 1891 году вынужден
был признать это. В предисловии к "Человеческому понятию о мире" Авенариус говорит: "Кто читал мою первую систематическую работу
"Философия и т. д.", тот сразу предположит, что я должен попытаться
трактовать вопросы "Критики чистого опыта" прежде всего с идеалистической точки
зрения" ("Der
menschliche Weltbegriff", 1891,
Vorwort, S. IX ), но "бесплодность философского идеализма" заставила меня "усомниться
в правильности прежнего моего пути" (S. X).
В философской литературе эта
идеалистическая исходная точка зрения Авенариуса общепризнана; сошлюсь из французских писателей на Ковеларта, который говорит,
что в "Пролегоменах" философская точка зрения Авенариуса есть "монисти-
- "Человеческое понятие о мире", 1891, предисловие, стр. IX. Ред.
Предыдущая страница ... 41
Следующая страница ... 43
|