| материи (органическая материя), и "в фундаменте самого здания материи"
можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Таково
предположение, например, известного немецкого естествоиспытателя Эрнста
Геккеля, английского биолога
Ллойда Моргана и др., не говоря о догадке Дидро, приведенной нами выше. Махизм стоит на противоположной, идеалистической,
точке зрения и сразу приводит к бессмыслице, ибо, во-1-х, за первичное
берется ощущение вопреки тому, что оно связано лишь с определенными процессами
в определенным образом организованной материи;
а, ВО-2-Х, основная посылка, что тела суть комплексы ощущений, нарушается предположением
о существовании других живых существ и вообще других "комплексов", кроме данного великого Я.
Словечко
"элемент", которое многие наивные люди принимают (как увидим) за какую-то новинку и какое-то открытие, на самом деле
только запутывает вопрос ничего не говорящим термином, создает лживую
видимость какого-то разрешения или шага вперед.
Эта видимость лживая, ибо на деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не
ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов)
составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и
тем толкает к его разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным
исследованиям. Махизм, т. е. разновидность путаного идеализма, засоряет
вопрос и отводит в сторону от правильного пути посредством пустого словесного
выверта: "элемент".
Вот одно место в последнем, сводном и заключительном,
философском произведении Маха, показывающее всю фальшь этого идеалистического
выверта. В "Познании и заблуждении"
читаем: "Тогда как нет никакой трудности построить (aufzubauen) всякий физический элемент из ощущений, т. е. психических элементов,
— нельзя себе и вообразить (ist keine Möglichkeit abzusehen), как можно было бы представить (darstellen)
Предыдущая страница ... 39
Следующая страница ... 41
|