В.И.Ленин ПСС т.18 ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 39


 


исходить из обычных, широко распространенных физических представлений, по кото­рым материя представляет собою то непосредственное и несомненно данное реальное, на котором строится все, как органическое, так и неорганическое"... Запомним хоро­шенько это поистине ценное признание Маха, что обычные и широко распространен­ные физические представления считают материю непосредственной реальностью, при­чем лишь одна разновидность этой реальности (органическая материя) обладает ясно выраженным свойством ощущать... "Ведь в таком случае, — продолжает Мах, — в зда­нии, состоящем из материи, ощущение должно возникать как-то внезапно, или оно должно существовать в самом, так сказать, фундаменте этого здания. С нашей точки зрения этот вопрос в основе своей ложен. Для нас материя не есть первое данное. Та­ким первичным данным являются скорее элементы (которые в известном определен­ном смысле называются ощущениями)"...
Итак, первичными данными являются ощущения, хотя они "связаны" только с опре­деленными процессами в органической материи! И, говоря подобную нелепость, Мах как бы ставит в вину материализму ("обычному, широко распространенному физиче­скому представлению") нерешенность вопроса о том, откуда "возникает" ощущение. Это — образчик "опровержений" материализма фидеистами и их прихвостнями. Разве какая-нибудь другая философская точка зрения "решает" вопрос, для решения которо­го собрано еще недостаточно данных? Разве сам Мах не говорит в том же самом пара­графе: "покуда эта задача (решить, "как далеко простираются в органическом мире ощущения") не разрешена ни в одном специальном случае, решить этот вопрос невоз­можно"?
Различие между материализмом и "махизмом" сводится, значит, по данному вопро­су к следующему. Материализм в полном согласии с естествознанием берет за первич­ное данное материю, считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами




Предыдущая страница ... 38
Следующая страница ... 40

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински