| и химических средств, то можно было бы определить, с какими
происходящими в организме
процессами связаны определенного рода ощущения..." (197).
Очень хорошо! Значит, наши ощущения связаны с определенными процессами,
происходящими в организме вообще и в нашем мозгу в частности? Да, Мах вполне
определенно делает это
"допущение" — мудрененько было бы не делать его с точки зрения естествознания.
Но позвольте, — ведь это то самое "допущение" тех самых "ядер и взаимодействия между ними", которое наш философ
объявил излишним и праздным! Тела, говорят нам, суть комплексы ощущений;
идти дальше этого, — уверяет нас Мах, — считать ощущения продуктом действия тел
на наши органы чувств есть метафизика, праздное, излишнее допущение и т. д. по
Беркли. Но мозг есть тело. Значит, мозг есть тоже
не более как комплекс ощущений. Выходит, что при помощи комплекса ощущений
я (а я тоже не что иное, как комплекс ощущений) ощущаю комплексы ощущений. Прелесть что за философия! Сначала объявить
ощущения "настоящими элементами мира" и на этом построить "оригинальное"
берклианство, — а потом тайком протаскивать обратные взгляды, что ощущения
связаны с определенными процессами в организме.
Не связаны ли эти "процессы" с обменом веществ между "организмом" и внешним
миром? Мог ли бы происходить этот обмен веществ, если бы ощущения данного
организма не давали ему объективно правильного представления об этом внешнем мире?
Мах не ставит себе таких неудобных вопросов, сопоставляя
механически обрывки берклианства с
взглядами естествознания, стихийно стоящего на точке зрения материалистической
теории познания... "Иногда задаются также вопросом, — пишет Мах в том же
параграфе, — не ощущает ли и "материя" (неорганическая)"... Значит, о том, что органическая
материя ощущает, нет и вопроса? Значит, ощущения не есть нечто первичное,
а есть одно из свойств материи? Мах перепрыгивает через все нелепости берклианства!..
"Этот вопрос, — говорит он, — вполне естественен, если
Предыдущая страница ... 37
Следующая страница ... 39
|