ПСС Ленина
Том 01
Том 02
Том 03
Том 04
Том 05
Том 06
Том 07
Том 08
Том 09
Том 10
Том 11
Том 12
Том 13
Том 14
Том 15 Том 16
Том 17
Том 18
Том 19
Том 20
Том 21
Том 22
Том 23
Том 24
Том 25
Том 26
Том 27
Том 28 Том 29 Том 30 Том 31
Том 32
Том 33
Том 34
Том 35
Том 36
Том 37
Том 38
Том 39
Том 40
Том 41
Том 42
Том 43
Том 44
Том 45 Том 46
Том 47
Том 48
Том 49
Том 50
Том 51
Том 52
Том 53
Том 54
Том 55
|
ТЕОРИЯ ПОЗН. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА И ДИАЛЕКТ. МАТЕРИАЛИЗМА стр. 37
|
на свете". Если "чувственным содержанием" наших ощущений не является
внешний мир, то значит ничего
не существует, кроме этого голенького Я, занимающегося пустыми "философскими" вывертами. Глупое и
бесплодное занятие!
"...
Тогда верно то, что мир состоит только из наших ощущений. Но мы тогда только
и знаем наши ощущения, и допущение тех
ядер, как и взаимодействие между ними, плодом которого являются лишь
ощущения, оказывается совершенно праздным и излишним. Такой взгляд может быть
хорош лишь для половинчатого реализма или для половинчатого критицизма".
Мы выписали целиком весь 6-й параграф "антиметафизических замечаний"
Маха. Это — сплошной плагиат
у Беркли. Ни единого соображения, ни единого проблеска мысли, кроме того, что
"мы ощущаем только свои ощущения". Из этого один только вывод, именно — что
"мир состоит только из моих ощущений". Слово "наших", поставленное Махом вместо слова "моих", поставлено
им незаконно. Одним этим словом Мах обнаруживает уже ту самую "половинчатость",
в которой он обвиняет других. Ибо если "праздно" "допущение" внешнего
мира, допущение того, что иголка существует независимо от меня и что между моим
телом и острием иголки происходит взаимодействие, если все это допущение
действительно "праздно и излишне", то праздно и излишне, прежде всего, "допущение" существования других людей. Существую
только Д а все остальные люди, как и весь внешний мир, попадает в разряд
праздных "ядер". Говорить о "наших" ощущениях
нельзя с этой точки зрения, а раз Мах говорит о них, то это означает
лишь его вопиющую половинчатость. Это доказывает лишь, что его философия —
праздные и пустые слова, в которые не верит сам автор.
Вот
особенно наглядный пример половинчатости и путаницы у Маха. В § 6-м XI главы того же "Анализа ощущений" читаем:
"Если бы в то время, как я ощущаю что-либо, я же сам или кто-нибудь другой мог
наблюдать мой мозг с помощью всевозможных
физических
Предыдущая страница ... 36
Следующая страница ... 38
|
|