| солипсизм. Как ни
отрекаются от него Мах, Авенариус, Петцольдт и К , а на деле без вопиющих логических нелепостей они не могут
избавиться от солипсизма. Чтобы пояснить еще нагляднее этот основной элемент
философии махизма, приведем некоторые дополнительные цитаты из сочинений
Маха. Вот образчик из "Анализа ощущений" (русский перевод Котляра, изд.
Скирмунта. М., 1907):
"Перед нами
тело с острием S. Когда мы прикасаемся к острию, приводим
его в соприкосновение с нашим телом, мы получаем укол. Мы можем видеть острие,
не чувствуя укола. Но когда мы чувствуем укол, мы найдем острие. Таким
образом, видимое острие есть постоянное ядро, а укол — нечто случайное,
которое, смотря по обстоятельствам, может быть и не быть связано с ядром. С
учащением аналогичных явлений привыкают,
наконец, рассматривать все свойства тел, как "действия", исходящие из постоянных
таких ядер и произведенные на наше Я через посредство нашего тела, —
"действия", которые мы и называем "ощущениями"..." (стр. 20).
Другими словами: люди "привыкают" стоять на точке зрения
материализма, считать ощущения результатом действия тел, вещей, природы на наши
органы чувств. Эта вредная для философских идеалистов "привычка" (усвоенная
всем человечеством и всем
естествознанием!) чрезвычайно не нравится Маху, и он начинает разрушать ее:
"...
Но этим ядра эти теряют все свое чувственное содержание, становясь голыми абстрактными символами...".
Старая
погудка, почтеннейший г. профессор! Это буквальное повторение Беркли,
говорившего, что материя есть голый абстрактный символ. Но голеньким-то на
самом деле ходит Эрнст Мах, ибо если он не
признает, что "чувственным содержанием" является объективная,
независимо от нас существующая, реальность, то у него остается одно "голое
абстрактное" Я, непременно большое и курсивом написанное Я =
"сумасшедшее фортепиано, вообразившее, что оно одно существует
Предыдущая страница ... 35
Следующая страница ... 37
|