В.И.Ленин ПСС т.18 ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

ПСС Ленина

Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ стр. 25


 


Фрейзер комментирует: "В этом гвоздь всего вопроса. По мнению материалистов, чувственные явления вызываются материальной субстанцией, или какой-то неизвест­ной "третьей природой"; по мнению Беркли, — Рациональной Волей; по мнению Юма и позитивистов, их происхождение абсолютно неизвестно, и мы можем только обоб­щать их, как факты, индуктивным путем, согласно обычаю".
Английский берклианец Фрейзер подходит здесь со своей последовательно идеали­стической точки зрения к тем самым основным "линиям" в философии, которые так ясно охарактеризованы у материалиста Энгельса. В своем сочинении "Людвиг Фейер­бах" он делит философов на "два больших лагеря": материалистов и идеалистов. Ос­новное отличие между ними Энгельс, — принимающий во внимание гораздо более раз­витые, разнообразные и богатые содержанием теории обоих направлений, чем Фрейзер, — видит в том, что для материалистов природа есть первичное, а дух вторичное, а для идеалистов наоборот. Между теми и другими Энгельс ставит сторонников Юма и Кан­та, как отрицающих возможность познания мира или по крайней мере полного его по-
1 Я.
знания, называя их агностиками . В своем "Л. Фейербахе" Энгельс применяет этот последний термин только к сторонникам Юма (тем самым, которых Фрейзер называет и которые сами себя любят называть "позитивистами"), но в статье "Об историческом материализме" Энгельс прямо говорит про точку зрения "неокантианского агности­ка"19, рассматривая неокантианство20, как разновидность агностицизма*.
Мы не можем здесь останавливаться на этом замечательно правильном и глубоком рассуждении Энгельса (рассуждении, беззастенчиво игнорируемом махистами). Под­робно об этом будет речь дальше. Пока мы ограничимся указанием на эту марксист­скую терминологию и на это совпадение крайностей: взгляда
* Fr. Engels. "Über historischen Materialismus", "Neue Zeit"21, XL Jg., Bd. I (1892—1893), Nr. 1, S. 18 (Фр. Энгельс. "Об историческом материализме", "Новое Время", XI год изд., т. I (1892—1893), № 1, стр. 18. Ред.). Перевод с английского сделан самим Энгельсом. Русский перевод в сборнике "Историче­ский материализм" (СПБ., 1908, стр. 167) неточен.




Предыдущая страница ... 24
Следующая страница ... 26
Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински