В.И.Ленин ПСС т.18 В. И. ЛЕНИН

ПСС Ленина



Том 01   Том 02
Том 03   Том 04
Том 05   Том 06
Том 07   Том 08
Том 09   Том 10
Том 11   Том 12
Том 13   Том 14
Том 15  Том 16
Том 17   Том 18
Том 19   Том 20
Том 21   Том 22
Том 23   Том 24
Том 25   Том 26
Том 27  Том 28
Том 29 Том 30
Том 31   Том 32
Том 33   Том 34
Том 35   Том 36
Том 37   Том 38
Том 39   Том 40
Том 41   Том 42
Том 43   Том 44
Том 45  Том 46
Том 47   Том 48
Том 49   Том 50
Том 51   Том 52
Том 53   Том 54
Том 55  


В. И. ЛЕНИН стр. 26


 


последовательного материалиста и последовательного идеалиста на основные фило­софские направления. Чтобы иллюстрировать эти направления (с которыми нам посто­янно придется иметь дело в дальнейшем изложении), отметим вкратце взгляды круп­нейших философов XVIII века, шедших по иному пути, чем Беркли.
Вот рассуждения Юма в "Исследовании относительно человеческого познания" в главе (12-й) о скептической философии: "Можно считать очевидным, что люди склон­ны в силу естественного инстинкта или предрасположения доверять своим чувствам и что, без всякого рассуждения или даже перед тем, как прибегать к рассуждению, мы всегда предполагаем внешний мир (external universe), который не зависит от нашего восприятия, который существовал бы и в том случае, если бы мы и все другие способ­ные ощущать создания исчезли или были бы уничтожены. Даже животные руководятся подобным мнением и сохраняют эту веру во внешние объекты во всех своих помыслах, планах и действиях... Но это всеобщее и первоначальное мнение всех людей скоро раз­рушается самой легкой (slightest) философией, которая учит нас, что нашему уму нико­гда не может быть доступно что-либо, кроме образа или восприятия, и что чувства яв­ляются лишь каналами (inlets), чрез которые эти образы пересылаются, не будучи в со­стоянии устанавливать какое-либо непосредственное отношение (intercourse) между умом и объектом. Стол, который мы видим, кажется меньшим, если мы отойдем даль­ше от него, но реальный стол, существующий независимо от нас, не изменяется; следо­вательно, нашему уму являлось не что иное, как только образ стола (image). Таковы очевидные указания разума; и ни один человек, который рассуждает, никогда не сомне­вался в том, что предметы (existences), о которых мы говорим: "этот стол", "это дере­во", суть не что иное, как восприятия нашего ума... Каким доводом можно доказать, что восприятия в нашем уме должны быть вызываемы внешними предметами, совер­шенно отличными от этих восприятий, хотя и сходными с ними (если это возможно), а не проистекают либо от энергии




Предыдущая страница ... 25
Следующая страница ... 27

Этот сайт основан на всемирно известном произведении, но так как автор уже более 75 лет руководит нами из своего мавзолея то и копирайт с ним. Хостинг поддерживается в постоянном рабочем состоянии источниками бесперебойного питания от фирмы industrika.ru.

Реклама по Ленински